Это полезно знать

«Что такое ФФН и ОНР? Зачем нужны логопедические занятия?»

Уважаемые родители! По рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии  дети зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. К тяжёлым нарушениям речи относятся общее недоразвитие речи I, II, и III уровней и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с дизартрией (это касается контингента детей нашей группы). Постараюсь поподробнее объяснить, что означают эти логопедические заключения.К категории детей с фонетико-фонематичеким недоразвитием речи относятся дети с сохранным интеллектом и нормальным физиологическим слухом, имеющие нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, к которым относятся фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по различению и узнаванию фонем, составляющие звуковую оболочку слова. Иными словами – это речевой слух. Если фонематический слух сформирован, ребенок может выделять, воспроизводить и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие – это способность выделять в слове каждый звук, определять их количество, выделять первый и последний звук в слове, синтезировать слово из предложенных звуков.
Правильно сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие являются залогом успеха в безошибочном усвоении письма и чтения во время школьного обучения.
Если ребенок с ФФН своевременно не получил специального коррекционного воздействия, он не научится различать и узнавать звуки родного языка на слух, не сможет анализировать звуко-слоговой состав слов. Все это станет причиной стойких ошибок при овладении письменной речи.
Далее разберемся со следующим нарушением речи – общим недоразвитием речи (ОНР). 

К категории детей с общим недоразвитием речи относятся дети, у которых физический слух и интеллект в норме. Но в отличие от ФФН общее недоразвитие речи является системным нарушением речи. В его основе лежит нарушение всех сторон речи: звуковой и смысловой. К нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов добавляются нарушения таких компонентов, как лексика, грамматика и связная речь.
Уровень развития определяется состоянием связной речи ребенка.

I уровень «Безречевые дети» 
— лепетные слова, звукоподражания
— слова грамматически не оформлены
— фразы нет.
II уровень 
— словарный запас больше, но ребенок пропускает, переставляет в словах слоги, не всегда точно использует слова
— допускает грубые грамматические ошибки, имеется несогласование слов
— фразовая речь примитивна. Предложения состоят из 2-3 слов.
III уровень 
— бытовые слова усваиваются хорошо. Трудности в усвоении абстрактных понятий: времена года, дни недели, названия месяцев, обобщающие понятия (овощи, фрукты, мебель и т.д.). Для детей с этим уровнем развития характерна замена слов близлежащими: детеныш свиньи-свиненок, собаки — собачонок.
— грамматика – трудности в употреблении предлогов, особенно сложных (из-за, из-под). При образовании уменьшительно-ласкательных форм неправильно употребляются суффиксы.
— связная речь развернутая. Однако имеются трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, что является следствием дефицита речевого планирования.
У детей все еще могут оставаться нарушения произносительной стороны речи и фонематических процессов. Поэтому коррекционную работу начинают именно с первичного нарушения, т.е. исправляют звукопроизношение и формируют фонематичекий слух и восприятие, одновременно работая над лексико-грамматическим строем и связной речью.
Дети с такими логопедическими заключениями не смогут самостоятельно овладеть речью, поэтому им необходимы специальные занятия с учителем-логопедом. В  группе компенсирующей направленности  будут проводиться фронтальные (групповые занятия) по развитию речи, обогащению их словарного запаса, формированию грамматического строя и диалогической и монологической речи и по формированию правильного звукопроизношения — 4 раза в неделю по 25 минут. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения — 2 – 3 раза в неделю по 15 минут. На дом вы будете получать задания для закрепления полученных навыков. Прошу ответственно подойти к выполнению  рекомендаций, т.к. от того насколько слаженно будет организовано сотрудничество «воспитатель-логопед-родитель», зависят успехи ребёнка!