Развитие речи

ТЕМА: Игрушки.

Наклеить или нарисовать картинки по теме

Игра «Один – много» (вы называете ребёнку один предмет, а он вам, когда несколько)

Машина – машины, кукла – куклы, мяч – мячи, матрёшка – матрёшки и т.д.

Игра «Назови ласково» (кукла – куколка, мяч – мячик, самолёт – самолётик, танк – танчик и т.д.)

Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и т.д.)

Например, Мяч (какой?) синий, маленький, круглый, резиновый

Матрёшка, мишка, машинка, кукла

ТЕМА: Овощи. Фрукты.

«Посчитай-ка» (нарисовать и посчитать овощи и фрукты,

чётко проговаривая окончания)

один помидор, два помидора, пять помидоров

Одна груша, две груши, пять груш (и т.д. с др.)

 

 

 

 

 

 

«Приготовим из овощей»

Икра из кабачков (какая?) кабачковая

Пюре из картофеля (какое?) картофельное

Салат из помидоров (какой?) помидорный

Сок из моркови (какой?) морковный

Икра из баклажанов (какая?) баклажанная

Суп из лука (какой?) луковый

Салат из свёклы (какой?) свекольный

Составление рассказа-описания

Что это?  

Где растёт?

Какой он? (по форме, на ощупь, на вкус)

Как можно употреблять в пищу и чем он полезен?

Апельсин – это фрукт. Он растёт на дереве, в саду. Он оранжевый, круглый, твёрдый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки несъедобные. В нём много витаминов. Можно пить апельсиновый сок.

ТЕМА: Ягоды.

Запомнить названия ягод, уметь отличать их от фруктов и овощей.

Ягоды: клубника, малина, земляника, смородина, крыжовник, черника, калина, голубика, крыжовник, облепиха, брусника, клюква и т.д.

Наклеить картинки с изображением ягод.

Игра «Четвёртый лишний»

Клубника, малина, апельсин, черника

Груша, яблоко, смородина, лимон

Помидор, огурец, крыжовник, морковь

Игра «Назови компот, назови варенье»

Из малины – малиновый компот, малиновое варенье;

Из клубники – клубничный компот, клубничное варенье и так со всеми ягодами

Выучить загадку:

Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце потемнела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

ТЕМА: Перелётные птицы.

Знать названия перелётных птиц (соловей, грач, жаворонок, скворец, зяблик, иволга, кукушка, трясогузка, ласточка, аист, цапля, журавль и т.д.)

Наклеить или нарисовать картинки по теме

Игра «Один – много»

(соловей – соловьи, грач – грачи, и т.д.)

Выучить наизусть:

Полетела птица-мать мошек деткам доставать.

Ждут птенцы мамины гостинцы.

Заштриховать: 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Мебель

Знать названия  предметов мебели

Игра «В гостях у гномов» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)

Стол – столик, кровать – кроватка, и т.д.

Игра «Семейка слов» (подбор однокоренных слов)

Стол – столик, столешница, столовая, настольный

Стул – стульчик, стулья

Кровать – кроватка, прикроватная (тумбочка)

«Один – много»

Стол – столы

Стул – стулья и т.д.

ТЕМА: Одежда. Обувь. головные уборы.

Называть предметы одежды, обуви, головные уборы, отличать их.

Игра «Один-много» (куртка -куртки и т.д.)

Игра «Большие и маленькие» (сапоги – сапожки, юбка – юбочка и т.д.)

Игра «Посчитай-ка» (один свитер, два свитера, …, пять свитеров; одна шляпа, две шляпы, …, пять шляп и т.д.)

Игра «Всего много» (рубашка – много рубашек, ботинки – много ботинок, кепка – много кепок и т.д.)

ТЕМА: Семья.

Обвести ладошку, на пальчиках нарисовать членов своей семьи

Устанавливать родственные связи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, муж, жена)

Например: Кто ты маме? Кто ты бабушке? Есть ли ещё дети в семье? Кто они тебе? Кто папа маме? И т.д.

Выучить имя и отчество своё и родителей

Игра «Один – много»

Мама – мамы – много мам

Брат – братья – много братьев

Сестра, дочь, бабушка, дедушка, сын, тётя, дядя и т.д.

Повторить пальчиковую игру «Моя семья»

Руки согнуты в локтях, поочерёдно напрягая пальцы зажимаем их в кулачок. Можно сначала на одной руке, потом на другой, потом сразу на двух руках.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья!

Энергично сжимаем и выпрямляем пальцы.

ТЕМА: «Зима. Зимние забавы»

Выучить названия зимних месяцев

Игра «Назови ласково»

Снег – снежок, лёд – ледок, снежинка – и т.д., ветер, мороз, зима, сосулька, холод, горка, санки

Упражнение «Где это бывает?» (отвечать полными предложениями)                                         — Где лежит снежинка?
— Где висит сосулька?
— Где замерз лед?
— Где катаются дети?
— Где слепили снеговика?
— Где стоят санки?

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

День (какой?) морозный, зимний, снежный, холодный и т.д.

Снег (какой?)

Сосулька (какая?)

Небо (какое?)

«Подбери слово»                                               

 Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

ТЕМА: Зимующие птицы.

Знать названия: ворона, воробей, сорока, синица, дятел, клёст, поползень, снегирь, галка, голубь, сова и др.

Игра «Один – много» (ворона – вороны, снегирь – снегири и т.д.)

Игра «Назови ласково» (воробей – воробышек, синица – синичка и т.д.)

Игра «Посчитай-ка птиц» (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей), аналогично посчитать других птиц

ТЕМА: Дикие животные.

Знать диких животных, отличать их от домашних (лиса, волк, медведь, кабан, лось, белка, бобёр, заяц, ёж и т.д.)

Наклеить картинки по теме

Игра «Семейка»

(волк – волчица, волчонок, волчата)

Ира «Один – много»

Лиса — лисы – много лис

Бельчонок – бельчата – много бельчат

Игра «Посчитай-ка»

Одна белка, две белки, …, пять белок

ТЕМА: Транспорт.

Наклеить картинки по теме

Называть наземный, водный, воздушный, подземный транспорт

Например, машина, автобус, трамвай и т.д. – это наземный транспорт

Игра «Четвёртый лишний»

Пароход, лодка, самолёт, парусник

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро

Самолёт, вертолёт, мотоцикл

Подобрать  слова-действия

Машина (что делает?) едет, мчится,

Самолёт (что делает?)

Пароход (что делает)

Подобрать слова признаки

Машина (какая?) …, автобус (какой?) …, самолёт (какой?)…, и т.д.

Выучить наизусть загадку:

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Тема: Животные и птицы жарких стран.

Знать животных жарких стран (слон, жираф, бегемот, носорог, зебра, обезьяна, лев, панда, коала, дикобраз и т.д.)

Игра «Назови ласково» (бегемот – бегемотик, жираф-жирафик, обезьяна – обезьянка, панда-пандочка и т.д.)

Игра «Это кто такой большой»

страус – страусище, лев-львище, слон, жираф,     зебра, крокодил, носорог, бегемот, верблюд

Игра «Кого любит мама»

Жирафа любит жирафенка

Львица любит львенка

Слониха любит слоненка

Верблюдица любит верблюжонка

Крокодилица любит крокодиленка…. и т.д.

Игра «Добавь словечко»

Сначала сами загадайте ребёнку, а потом пусть он загадает вам

В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)

В Африке живут большие, толстокожие (бегемоты)

В Африке живут огромные, сильные, толстоногие (слоны)

В Африке живут пятнистые, длинношеие (жирафы)

В пустыне живут выносливые, двугорбые (верблюды)

В Африке живут сильные, желтогривые (львы)

В Африке живут пугливые, быстрые (зебры)

В Африке живут зеленые, для всех опасные (крокодилы)

В Южной Америке живут маленькие, смешные (обезьяны)

В Австралии живут хвостатые, сумчатые, прыгучие (кенгуру)

ТЕМА: Профессии.

Игра «Кто больше» (назвать, как можно больше профессий людей)

Игра «Кто, что делает»

Повар (что делает?) варит

Учитель (что делает?) учит и т.д.

Игра «Кому, что нужно для работы»

Повару нужна кастрюля, поварёшка и т.д.

Швее нужна игла, ткань, пуговицы

Игра «Кто работает на стройке?» (строитель, каменщик, бетонщик, плотник, маляр и т.д.)

 «Кто работает в детском саду?» (воспитатель, няня, заведующий, психолог и т.д.)

 «Кто работает на транспорте?» (шофёр, пилот, машинист и т.д.)